Переглядів: 1473

Вместе власть и общественники, добиваются хороших результатов

Международный день защиты прав человека (10 декабря) в нашей стране праздником назвать сложно.

Луганские правозащитники отмечают, что в нашем регионе, равно как и во всем государстве, дела с соблюдением прав человека обстоят весьма печально. И речь не только о том, что нас обвешивают в супермакетах или отказываются принимать назад некачественный товар при наличии чека. Сегодня в Украине под угрозой гораздо более серьезные права и свободы, которые являются основой демократии.

Отечественное народовластие никогда не было полноценным и качественным, но, по мнению активистов правозащитных движений, а также по результатам мониторинга международных организаций, реальных прав и свобод у нас с вами с каждым годом остается все меньше. «Луганск.Комментарии» попросили дать оценку нынешнему положению дел в Луганской области лидерам правозащитных общественных организаций разного направления. Вот что нам рассказали:

Нас лишают права законно отстоять свои права

Председатель Восточноукраинского центра общественных инициатив Владимир Щербаченко:

 «Ситуация с соблюдением прав человека в Украине ухудшается. Как с политическими, так и с социально-экономическими. Мы видим протесты чернобыльцев, предпринимателей, попытки власти отказаться от выплат  матерям на рождение ребенка и пр. Идет сплошное наступление на различные социально-экономические права. Ясно, что систему льгот необходимо реформировать. Но то, как это происходит – без согласования с людьми – в корне неправильный подход.

То же самое можно сказать и о политических правах: ни для кого не секрет, что свобода прессы уменьшается. Скоро свобода слова будет как в России - только в Интернете. Пока еще это не так, но тенденция однозначная. Идут политические репрессии в отношении политических оппонентов. Свободы мирных собраний тоже все меньше.

Мы предоставляем юридическую помощь и помогаем людям бороться за их права в сфере пространственного планирования территорий, градостроительства, развития городов. Перед местными выборами,  застройки придомовых территорий - на детских площадках, футбольных полях, в зеленых зонах несколько затихли.  А сейчас дерибан начинается по-новому. И это вопрос не только раздачи земельных ресурсов громады в частные руки в противоречие интересам самой громады. Это также вопрос права и реальной возможности луганчан жить в здоровой и безопасной окружающей среде, иметь минимальную социальную инфраструктуру возле домов (лавки, спортивные площадки, клумбы, газоны и т.п.). Всего этого горожан лишают. Способов защиты этих прав мало: суды коррумпированы, принимают решения, противоречащие нормам законодательства, в угоду каким-то людям с деньгами или влиятельным политикам, которые лоббируют эти стройки. Очень трудно помочь людям найти легитимный способ борьбы за свои права: сколько ты не читай нормы, сколько не знакомься с законодательством, если суд принимает незаконное решение, то твои знания ничего не решают.

Свободу протеста тоже ограничивают. Пытались запретить проведение акций протеста возле органов власти, в центре города. Мы считаем, что это абсолютно незаконно. Нет смысла протестовать в поле, где тебя никто не видит, весь смысл публичных акций в том, чтобы их заметили люди, реагировали на акцию.

Кроме того, для тех, кто готов выйти на улицы, это может плачевно закончиться. Как было недавно в Донецке, когда умер шахтер при штурме палатки. Людям не дают возможности легально защищать свои права.

Украинские политики ограничение прав и свобод оправдывают сложной экономической ситуацией. Экономический кризис, конечно, никогда не влиял позитивно на права человека. Но он есть везде: в США, Швеции, Китае. Там, где права человека соблюдались до кризиса, они продолжают соблюдаться и во время кризиса. А где не соблюдались, то там становится еще хуже.

Ухудшение ситуации с правами человека напрямую с экономическим кризисом не связано, это исключительно политическое решение. Предыдущее правительство тоже не было идеальным, не проводило необходимых реформ в стране или слабо их проводило, но таких политических репрессий и ущемления гражданских и политических прав в такой мере как это происходит сейчас, оно себе не позволяло. Объективно еще три года назад в Украине права человека соблюдались лучше». 

Если кто-то захочет разрушить памятник, он это сделает безнаказанно

Председатель «Луганского археологического союза» Алексей Бритюк:

С 2005 года наша организация профессионально занимается вопросом сохранения историко-культурного наследия. Коллективное право громады иметь культурное наследие, пользоваться им. Мы считаем, что это неотъемлемо, потому что без этого не возможна культурная и национальная самоидентификация. В Украине защиту этих прав взяло на себя государство. Но с каждым годом ситуация все хуже и хуже. Все культурное наследие наше, если говорить о материальной его части, привязано к земле – это археологические или архитектурные памятники, сооружения, это все лакомые кусочки для тех людей, которые имеют деньги и хотят их прикарманить.

Сегодня власть пытается уменьшить регуляторную нагрузку при решении таких вопросов. Это, конечно, сократит бюрократию, но под видом дерегуляции снимаются ограничения на аренду исторических зданий, строительные работы в зонах историко-культурного назначения и пр. Т.е. под благовидным предлогом все ухудшается. Общественность активно возмущается против таких действий: Андреевкий узвоз охраняют люди, возле Киево-Печерской Лавры дежурят.

В Луганске тоже есть достаточное количество людей, которые небезразличны к тому, что нарушаются их культурные права. Общество стало активней, потому, что давят неимоверно! В Луганске не был определен ареол исторический вообще, застраиваются парки без разрешений, не был принят до недавнего времени Генеральный план. Общественности в ходе слушаний Генплана удалось добиться компромисса от власти, которая внесла определение исторического ареала в содержание Генплана.

Это победа, но небольшая, потому что если захотят разрушить культурный памятник, то его разрушат и ничего им за это не будет.

Беда в том, что созданное разрушается, а новое не появляется. Если не изменить к этому вопросу отношение, то скоро нечего будет сохранять».

 «Ручные» общественные организации помогают власти ограничивать  права человека

Лидер Луганской областной общественной организации «Гражданская сеть «Опора» Алексей Кармилецкий:

«В Луганской области последние несколько лет практически во всех сферах общественной  жизни ситуация с правами человека ухудшается. Не смотря на то, что Украина ратифицировала Конвенцию о правах человека и другие международные документы, права человека нарушаются. Эти нарушения фиксируем мы, и это подтверждают международные организации, которые осуществляют мониторинг по правам человека, в том числе в Украине. В качестве примера могу назвать то, что нарушаются права избирателя и политические права граждан. В ходе выборов в местные органы власти, например, все международные, европейские наблюдатели сказали, что были нарушены права избирателей,  далеко не все процедуры, обеспечивающие реализацию этих прав, соблюдались. Украина превратилась в условно свободное государство.

Вспоминаем, как ограничивались права на мирные собрания:  останавливались правоохранительными органами автобусы, которые везли луганских предпринимателей в Киев, и не выпускали их из Луганской области, правозащитники заявляли о том, что собираются досье на участников акций протеста, перед акциями с предпринимателями вели «профилактические» беседы правоохранительные органы.

Это скрытое пока не навязчивое давление со стороны органов власти и, конечно, это подтверждает, что наша страна становится страной с ограниченной свободой.

Если говорить о сфере образования и молодежных организациях, то здесь ситуация почти не меняется. Но  минус последних лет: меньше стали консультироваться и обращать внимание на общественные и молодежные организации. Стоит посмотреть на молодежный совет при Министерстве образования и науки, молодежи и спорта или при ЛОГА. Эти органы являются условно действующими. Они созданы для того, чтобы легитимизировать те решения, которые  принимаются на уровне министерства и спускаются по вертикали власти. Когда молодежный совет одобряет решение о снижении стипендии или ограничении прав студентов, это говорит, что эти советы «ручные» и в них не случайные, а выгодные органам власти люди. Мнение реальных правозащитных организаций далеко не всегда является услышанным, что отдалят общественность и органы власти друг от друга.

Госпрограммы по защите прав человека существуют формально. Они в подавляющем большинстве не направлены на разрешение проблемы, при их разработке не проводят реальной консультации с общественниками. Не вижу результативности этих программ. Опыт взаимодействия показал, что власть готова выслушать, но не готова прислушиваться к точке зрения общественных организаций».

Власть использует психологическое насилие

Руководитель Луганского отделения Всеукраинской ассоциации мониторинга соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел Валерий Архипов:

«Наша Ассоциация существует более года. За последнее время в этой сфере есть сдвиги, но они  формальные. В частности, законом предполагается общественный контроль.  Но власть в лице МВД не торопится открываться и контактировать с общественными организациями в этом направлении. В июне этого года мы сделали два запроса в Управление МВД, касающиеся оборота наркотиков и оружия. Времени прошло много, а ответа до сих пор нет. Был 1 звонок, 1 формальное письмо о том, что рассматривают наш запрос. Но данных не предоставили. Тему запроса мы выбрали неслучайно: часто нарушаются права именно в этом. Идут жалобы по поводу подбрасывания наркотиков или боеприпасов. Вопрос, почему у нас нет этой информации, если по закону об обращении в течение месяца должен быть исчерпывающий ответ? Эта информация не носит конфиденциального характера, не является секретом или гостайной. Предоставить данные - компетенция местной милиции.

Осенью этого года создан общественный совет при МВД, функция которого – гражданский контроль милиции. Но в его состав  в Луганской области никто из руководства органов не вошел, есть лишь формальные представители. А это значит, что  мнение членов совета может быть вообще не услышано. Возможностей повлиять на власть и посмотреть динамику их работы стало меньше.

В судебной системе процветает предвзятое отношение. Не надо быть большим специалистом в судебных делах, чтоб видеть предвзятое отношение, например, в самых нашумевших делах: Тимошенко, Луценко или Ландика. Хоть Президент и говорит, что суд отделен от власти, но цепочка событий убеждает, что не бывает таких случайностей и стечений обстоятельств

Вроде бы в Украине провозглашается демократия, декларируются евростандарты. Это должно сопровождаться тем, что государство уменьшает зону применения легитимного насилия. А у нас наоборот. Политические репрессии, разгоны митингов и прочие подобные процессы можно рассматривать, как психологическое и физическое насилие, использование госструктур, правоохранительных органов с целью запугать и оказать давление не только на тех людей, в отношении которых возбуждаются уголовные дела, но и в отношении разделяющих аналогичные политические убеждения.

Власть избирательно подходит к соблюдению законов. Например, арестован руководитель Фонда занятости. С одной стороны хорошо, что коррупция пресекается. Но с другой стороны, есть странная тенденция: в прошлом, позапрошлом году количество санкций, которое дает суд на прослушивание телефонных переговоров  службам безопасности, в несколько раз превышало количество таких санкций в нескольких европейских государствах разом взятых. Там это по 1000 в год, а у нас до  20 000. А где возбуждение уголовных дел, где резонанс от этих прослушиваний? Его нет. Вывод напрашивается такой: информация, в том числе по нарушениям и злоупотреблениям властью, собирается, и она есть, но ее дозируют и в зависимости от конъюнктуры и политического интереса ее выплескивают. С одной стороны мы видим показательное дело: власть неравнодушна и борется с коррупцией, а с другой стороны, почему не со всеми коррупционерами? Ведь система отката, скорее всего, работает не только в Фонде занятости. Речь идет о предвзятости и избирательности».

Вместе власть и общественники добиваются хороших результатов

Директор «Агентства устойчивого развития Луганского региона» Олег Михалев:

«Действующая власть сделала много непопулярных шагов на пути к реформам. Концентрация власти в одних руках не будет благоприятствовать развитию Украины в долгосрочной перспективе. Однако стоит отметить и плюсы жесткой модели государственного управления. В Луганске есть пример реального сотрудничества власти и третьего сектора: при наличии политической воли удалось в кратчайшие сроки открыть Центр административных услуг, в котором по принципу "Единого окна" работает более 30 представителей административных органов. Пока еще Луганский Центр административных услуг учится работать по новой схеме и можно еще много услышать критических отзывов в его адрес, но для власти это принципиально новый подход к взаимодействию с гражданами. С таким подходом жители почувствуют себя уже не в роли просителей, а равноправными партнерами местной власти. Проведенные изменения являются необратимыми и я уверен, что с каждым годом луганчанам будет проще решать свои вопросы с административными органами».

Источник фотоshutterstock

Елена Лесных

 

 

Яндекс.Метрика